МОУ СОШ №2 г.Хвалынска

  ГлавнаяИстория школыНаши учителяВоспитательная работаУчебная работаНовости школыНормативная базаНаши достиженияБиблиотекаГордость школыКПМО 

  Метод. работаМодернизация образованияРодителямПомощь ученикуПитание в школеГИА и ЕГЭФГОСПрофсоюзПсихологБезопасностьНаши партнёры

              

«Утверждаю»

 

Директор МОУ СОШ №2

_________/И. М.Летягина/

«___»_______ 2010г.

Программа муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2

 «Правильное  питание – путь к здоровью и успешному обучению»  

на  2010 – 2015 годы

1. Паспорт программы

1. Наименование Программы Программа «Правильное питание – путь к  здоровью и успешному обучению» на период с 2010 по 2015 гг.
2. Основание для разработки Программы
  • Конвенция о правах ребенка.

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

  • СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования»

  • Постановление главного санитарного врача РФ от 31.09.2006 года №30 «Об организации питания учащихся в ОУ»

3. Разработчики Программы

Ответственная за горячее питание

в МОУ СОШ г. Хвалынск Л.Г.Юрзанова

4. Основные исполнители Программы Администрация, педагогический коллектив школы, работники школьной столовой, родители.
5. Цель Программы Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.
6. Основные задачи Программы

  обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

  обеспечение доступности школьного питания ;

  гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;

  предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

  пропаганда принципов здорового и полноценного питания.

  организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания
7. Основные направления Программы

           Организация рационального питания обучающихся;

           Обеспечение высокого качества и безопасности питания;

                      Увеличение охвата горячим питанием, доведение до 100%;

           Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания; пропаганда принципов здорового и полноценного питания.


 

9. Этапы реализации Программы

2010-2015 гг.

10. Объемы и источники финансирования
     Средства областного бюджета
     Средства местного бюджета
     Родительские средства
11. Ожидаемые результаты реализации Программы

  Наличие пакета документов по организации школьного питания;

  обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

  обеспечение доступности школьного питания

  обеспечение гарантированного качества и безопасности питания и пищевых продуктов, используемых в питании;

  отсутствие  среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

  сохранение и укрепление здоровья школьников;
  увеличение охвата горячим питанием школьников и работающих сотрудников школы, доведение его до 100%;
  улучшение санитарно-гигиенического и эстетического состояния школьной столовой;
12. Организация контроля за исполнением Программы

      Общественный контроль за организацией и качеством питания школьников со стороны родительского комитета школы;

      Информирование общественности о состоянии школьного питания через школьную газету и сайт школы;

      Информирование родителей на родительских собраниях.

Содержание Программы
  1. Паспорт Программы «Правильное питание – путь к здоровью и успешному обучению»
  2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости её решения.
  1. Концепция оптимального питания.
  2. Принципы здорового питания
  3. Характеристика Программы:
         Цель Программы;
         Задачи;
         Ожидаемые результаты реализации;
         Направления Программы;
         Характерные черты  Программы
  1. Характеристика ресурсов Программы:
         Нормативно-правовые ресурсы;
         Кадровое обеспечение
  1. Механизм реализации Программы:
         Производственный контроль за организацией питания;

   Выполнение задач и обязанностей участников образовательного процесса в решении вопросов здорового питания школьников.

        Комплекс мероприятий, направленных на реализацию Программы.

2. Содержание проблемы и обоснование

необходимости её решения

В условиях недостаточной гигиенической грамотности родителей, которые не уделяют необходимого внимания организации питания своих детей, возрастает роль организации питания, которое помимо возможности обеспечить каждого ребенка основными пищевыми веществами, в том числе, незаменимыми (такими, как витамины и минеральные вещества), приобретает огромное воспитательное значение, так как позволяет сформировать у ребенка оптимальное пищевое поведение в соответствии с принципами здорового питания.

Сегодняшняя ситуация с состоянием питания российских школьников вызывает тревогу по целому ряду причин. Во-первых, часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причем в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития. Хотя доля таких детей сравнительно невелика, каждый подобный случай требует пристального внимания со стороны органов образования, здравоохранения и социальной защиты. Во-вторых, дети и, видимо, их родители, не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем, нарушение принципов рационального питания – верный путь к развитию многочисленных форм желудочно-кишечных заболеваний. В-третьих, многие дети (видимо, согласуя свои действия с мнением родителей) избегают пользоваться услугами школьных столовых. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся старших классов проводят в школе по 7-9 часов ежедневно. Многие обучающиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.

Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных и иных заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Школа и общество – сообщающиеся сосуды: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержании образования. Нестабильность жизни в России за последнее столетие сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития. Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ученика.

Данная программа направлена на формирование у обучающихся представления о человеке как о главной ценности общества, позволяет сформировать элементарные представления о себе самом, функциях своего собственного организма, а также на формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста.

  1. Концепция оптимального питания.

Рациональное, здоровое питание детей и подростков в организованных коллективах является необходимым условием обеспечения их  здоровья. Полноценное питание — существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте. Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты.

В организации питания большое значение имеют режим или ритм питания для каждой возрастной группы, правильное распределение рациона питания по отдельным приемам пищи. Немаловажное значение отводится кулинарной обработке, оформлению пищи и обстановке, в которой осуществляется ее прием, включая воспитание гигиенических навыков подготовки к приему пищи и правильное поведение во время еды.

В России структура питания детей, особенно школьного возраста, характеризуется продолжающимся снижением потребления наиболее ценных в биологическом отношении мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, рыбы и рыбных продуктов, яиц, растительного масла, фруктов и овощей. При этом существенно увеличивается потребление хлеба и мучных продуктов, а также картофеля. Вследствие этого на первый план выходят следующие нарушения пищевого статуса:

• дефицит животных белков, достигающий 15–20% от рекомендуемых величин, особенно в группах населения с низкими доходами;

• дефицит полиненасыщенных жирных кислот на фоне избыточного поступления животных жиров;

• выраженный дефицит большинства витаминов: С — у 70–100% обследованных, витаминов группы В и фолиевой кислоты — у 60–80%, бета-каротина — у 40–60%.

                   Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

           Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.

Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

      Понятие качественного питания предполагает прежде всего его рациональность, возможность восполнения энергетических затрат подрастающего организма при увеличении умственных и физических нагрузок.

В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой.

Результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских школьников здоровье не поднимается выше девятого места. Таким образом, одной из приоритетных задач в своей школе мы видим в воспитании у детей навыков здорового образа жизни. Задача педагогов - обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научно-обоснованную и полезную информацию.

Здоровый образ жизни - это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Данная программа предусматривает решение двух задач:

а) сохранение и укрепление физического здоровья школьников и

б)   воспитание  нравственно  здоровой  личности  с  активной  жизненной позицией.

Программа включает в себя три составные части:

         Здоровое питание;

         Сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

         Организация досуга обучающихся. 

  1. Принципы организации рационального питания детей в школе.

1. Поступление пищевых веществ и энергии должно соответствовать возрастным физиологическим потребностям детского организма, обеспечивать его рост и развитие. Обед в школе должен составлять 35% от физиологической суточной потребности в пищевых веществах и энергии.

2. Обеспечение оптимального соотношения пищевых веществ (соотношение белков, углеводов, липидов как 1:1:4), энергетическая квота белка общей калорийности должна составлять 14%, углеводов 55%, липидов 31%; доля белка животного происхождения от общего количества белка - не менее 60%.

3. Пищевые волокна должны включаться в рацион из расчета не менее 15-20г/сутки.

4. Растительные жиры должны составлять не менее 30% от общего количества жира.

5. Не допускается повторение в рационе одних и тех же блюд или кулинарных изделий в смежные дни.

6. Учет региональных эколого-гигиенических факторов питания, особенно учет геохимических эндемий (дефицит йода, фтора, селена и т.д.).

7. Широкая информированность родителей с целью преемственности питания детей в выходные дни и формирование мировоззрения здорового образа жизни.

Основные принципы здорового питания:

1. Употребляйте разнообразные пищевые продукты, большинство которых — растительного, а не животного происхождения.

2. Хлеб, изделия из муки, крупы, картофель должны употребляться несколько раз в день.

3. Ешьте несколько раз в день разнообразные овощи и фрукты, лучше — свежие и выращенные в местности проживания (не менее 400 г в день).

4. Чтобы поддерживать массу тела в рекомендуемых пределах, необходима ежедневная умеренная физическая нагрузка.

5. Контролируйте поступление жира с пищей (не более 30% от суточной калорийности), и заменяйте животный жир на жир растительных масел.

6. Жирному мясу и мясным продуктам предпочитайте бобовые, зерновые, рыбу, птицу или постное мясо.

7. Употребляйте молоко с низким содержанием жира и молочные продукты (кефир, простоквашу, йогурт и сыр) с низким содержанием жира и соли.

8. Выбирайте продукты с низким содержанием сахара и употребляйте сахар умеренно, ограничивая количество сладостей и сладких напитков.

9. Ешьте меньше соли. Общее ее количество в пище не должно превышать 1 чайной ложки (6 г в день). Следует употреблять йодированную соль.

10. Приготовление пищи должно обеспечивать ее безопасность. Приготовление блюд на пару, в микроволновой печи, выпечка или кипячение помогут уменьшить количество используемых в процессе готовки жира, масла, соли и сахара.

5. Характеристика Программы:

Цель программы:
Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний. Развитие культуры питания. Изучение функций питания и формирование определяющих знаний о питании – основе основ жизни человека.

Задачи Программы:

- обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

- обеспечение доступности школьного питания;

- обеспечение гарантированного качества и безопасности питания и пищевых продуктов, используемых в питании;

-предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

-приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями;

-пропаганда принципов здорового и полноценного питания;

-организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания  и культуры питания;

Ожидаемые результаты реализации Программы

-  Наличие сформированного пакета документов по организации школьного питания;

- обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

-обеспечение доступности школьного питания;

-отсутствие среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

- улучшение здоровья и повышение учебных успехов школьников благодаря совершенствованию качества школьного питания;

-увеличение охвата горячим питанием, доведение его до 100%

Направления Программы :

           Организация рационального питания обучающихся.
           Обеспечение высокого качества и безопасности питания.
           Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания; пропаганда принципов здорового и полноценного питания; развитие культуры питания.
           Увеличение охвата горячим питанием, доведение до 100%. 

Характерные черты Программы

Программа «Правильное  питание - путь к здоровью и успешному обучению» – стратегический документ школы, она способствует преодолению неопределенности,  упорядочению совместной деятельности всех заинтересованных сторон в организации здорового питания обучающихся .

Её отличает:

- стратегический характер;
- ярко выраженная инновационная направленность;
- прогнастичность, направленность на будущее;
- научность;
-технологичность.

Задачи

Содержание работы

1.Обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания.

-     Разработка нормативно-правовой  документации по организации школьного питания;
-     Создание системы производственного контроля;
-     Организация работы по С-витаминизации.
 

2.Обеспечение доступности школьного питания.

-     Дотации на питание различным группам обучающихся
-     Учет социального положения различных категорий обучающихся.

3.Модернизация материально-технической базы столовой

-     Замена устаревшего технологического оборудован
-     Создание современного дизайна в школьной столовой.

4.Предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и связанных с фактором питания

-     Просветительская работа о соблюдении санитарных норм и личной гигиены;
-     Воспитание правильного отношения к питанию      (отличие « хочу» и «можно» при выборе продуктов)

5.Повысить кадровый потенциал работников столовой и других


 


 

специалистов, ответственных за организацию питания


 

-     Обучение персонала санитарному минимуму и работе на современном оборудовании;
-     Просветительская работа среди классных

 
руководителей по вопросам питания.

6.Пропаганда принципов здорового и полноценного питания.

Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.

-     Использование форм, обеспечивающих открытость информации об организации школьного питания;
-     Проведение школьных  мероприятий по формированию навыков здорового питания.
-     Проведение мероприятий по развитию культуры питания.

6.  Характеристика  ресурсов Программы

Нормативно-правовые ресурсы:

• Федеральный закон от 01.08.1996 № 107-ФЗ "О компенсационных выплатах   на   питание   обучающихся   в   государственных,   муниципальных общеобразовательных    учреждениях,    учреждениях    начального    профессионального и среднего профессионального образования";

• Закон РФ "Об образовании";
• Санитарные правила Сан Пин 2.4.5.2409-08.:
• Типовое Положением о школе и ее Устав 

7. Механизм реализации программы

Производственный  и общественный контроль за организацией питания:

Вид контроля

Структура, осуществляющая контроль

1.

Контроль санитарно-технического состояния столовой

Директор школы

2.

Контроль за состоянием здоровья, соблюдением правил личной гигиены персонала, гигиеническими знаниями и навыками

Медицинские осмотры (ежегодно)

3.

Приемочный производственный контроль

Бракеражная комиссия (ежедневно)

4.

Контроль за приемом пищи

Ответственный за питание, классные руководители (ежедневно)

  Выполнение задач и обязанностей участников образовательного процесса в решении вопросов здорового питания школьников.

 
1. Задачи администрации школы:
 - составление расписания занятий с обеспечением необходимого режима питания;
- контроль качества питания;
- контроль обеспечения порядка в столовой;
- контроль культуры принятия пищи;
- контроль  проведения   воспитательной  работы   со   школьниками  по привитию навыков культуры приема пищи..
2.  Обязанности классных руководителей:
-    проведение бесед о культуре питания, рациональном и правильном питании, роли питания для развития организма;
-    воспитание навыков культуры поведения в столовой во время приема пищи;
-   проведение бесед с родителями о подходе к проблеме питания в семье;  
- организация конкурсов и викторин на тему правильного питания.
3.  Обязанности родителей:
-  прививать навыки культуры питания в семье; 
-    выполнять рекомендации классных руководителей и медработников по питанию в семье.
4.  Обязанности обучающихся:
-    соблюдать правила культуры приема пищи;
-   дежурить по столовой;
-    принимать участие в выпуске тематических газет
 

Комплекс мероприятий, направленных на реализацию Программы.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1. Организационно-аналитическая работа,

информационное обеспечение

1

Совещание при директоре по вопросам организации и развития школьного питания. Август Директор школы

2

Организационное совещание – порядок приема учащимися горячего питания; оформление льготного питания; график дежурств и обязанности дежурного учителя и учащихся в столовой

Сентябрь

Директор школы, ответственный по питанию


 

3.

Совещание классных руководителей по вопросам:
- охват учащихся горячим питанием;
- соблюдение сан. Гигиенических требований;
- профилактика инфекционных заболеваний

Октябрь

Заместитель директора по ВР, ответственный за питание

4.

Осуществление ежедневного контроля за работой столовой администрацией школы, проведение целевых тематических проверок.

В течение года

Администрация, бракеражная комиссия
  1. Методическое обеспечение


 

1.

Организация консультаций для классных руководителей:
- культура поведения учащихся во время приема пищи, соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- организация горячего питания – залог сохранения здоровья.

В течение года

Заместитель директора по ВР

2.

Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания, внедрению новых форм обслуживания учащихся

В течение года

Администрация

 
  1. Работа по воспитанию культуры питания среди учащихся


 

1.
Проведение классных часов по темам:
- режим дня и его значение;
- культура приема пищи;
- «Хлеб – всему голова»;
- острые кишечные заболевания и их профилактика;
- берегите свою жизнь;
- наше здоровье в наших руках;
- гигиена питания;
- основные принципы рационального питания и др.

В течение года

Классные руководители, работники здравоохранения

2.

Программа «Разговор о правильном питании»:
1.Разговор о правильном питании 1-2 классы
2. «Две недели в лагере здоровья» 3-4 классы.
3.»Формула правильного питания» 5-6 классы

По плану

Учителя начальных классов, классные руководители

3

Конкурс рисунков «Пейте, дети, молоко – будете здоровые!» (1-4 классы)

Сентябрь

Учитель ИЗО

4

Оформление стенда «Разговор о правильном питании»

Октябрь

Вожатая

5.

Конкурс газет среди учащихся 5-7 классов «О вкусной и здоровой пище»

Ноябрь

Учитель ИЗО

6.

Конкурс буклетов о правильном питании

Декабрь

Вожатая

7.

Проведение витаминной ярмарки

февраль

Учитель биологии

8.

Конкурс среди учащихся 5-7 классов «Хозяюшка»

Март

Вожатая

9.

Ведение мониторинга охвата горячим питанием учащихся

Ежемесячно

Ответственный за питание

10.

Анкетирование учащихся по вопросам питания

Октябрь
Январь
Апрель
Ответственный за питание

11.

Конкурс на лучший проект о питании

В течение года

Классные руководители

12.

Выставка учебно-просветительской литературы «Гигиена питания».

1 раз в триместр

библиотекарь

  1. Работа по воспитанию культуры питания среди родителей учащихся

1

Проведение родительских собраний по темам:
- совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни дома. Питание учащихся;
- профилактика желудочно-кишечных, инфекционных и простудных заболеваний.
.
В течение года Классные руководители, медицинские работники

2

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, связанных с формированием правильного отношения к ЗОЖ.

В течение года

Классные
Руководители, заместитель директора по ВР

3.

Пропаганда горячего питания среди родителей. В течение года Классные руководители

4.

Изучения отношения родителей к организации горячего питания в школе
(анкетирование)

2 раза в год

Ответственный за питание, классные руководители

  1. Контроль за организацией горячего питания и работой школьной столовой

1

Создание комиссии по проверке горячего питания.

Сентябрь

Директор

2

Составление графика приёма пищи.

Сентябрь

Ответственный за питание

3

Составление графика дежурства по школе и в столовой.

Каждый триместр

Заместитель директора по ВР

5.

Составление отчёта по проверке организации горячего питания в школе.

Ежемесячно

Ответственный за питание


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш адрес: 412781 г.ХВАЛЫНСК 
Саратовская обл. 
ул.Революционная, 254

 

 

Hosted by uCoz