«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №2
_________/И. М.Летягина/
«___»_______ 2010г.
Программа муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2
«Правильное питание – путь к здоровью и успешному обучению»
на 2010 – 2015 годы
1. Паспорт программы
1. Наименование Программы | Программа «Правильное питание – путь к здоровью и успешному обучению» на период с 2010 по 2015 гг. |
2. Основание для разработки Программы |
|
3. Разработчики Программы |
Ответственная за горячее питание в МОУ СОШ г. Хвалынск Л.Г.Юрзанова |
4. Основные исполнители Программы | Администрация, педагогический коллектив школы, работники школьной столовой, родители. |
5. Цель Программы | Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний. |
6. Основные задачи Программы |
|
7. Основные направления Программы |
|
9. Этапы реализации Программы |
2010-2015 гг. |
10. Объемы и источники финансирования |
|
11. Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
12. Организация контроля за исполнением Программы |
Общественный контроль за организацией и качеством питания школьников со стороны родительского комитета школы; Информирование общественности о состоянии школьного питания через школьную газету и сайт школы; Информирование родителей на родительских собраниях. |
Содержание Программы |
Выполнение задач и обязанностей участников образовательного процесса в решении вопросов здорового питания школьников.
|
2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости её решения
В условиях недостаточной гигиенической грамотности родителей, которые не уделяют необходимого внимания организации питания своих детей, возрастает роль организации питания, которое помимо возможности обеспечить каждого ребенка основными пищевыми веществами, в том числе, незаменимыми (такими, как витамины и минеральные вещества), приобретает огромное воспитательное значение, так как позволяет сформировать у ребенка оптимальное пищевое поведение в соответствии с принципами здорового питания.
Сегодняшняя ситуация с состоянием питания российских школьников вызывает тревогу по целому ряду причин. Во-первых, часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причем в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития. Хотя доля таких детей сравнительно невелика, каждый подобный случай требует пристального внимания со стороны органов образования, здравоохранения и социальной защиты. Во-вторых, дети и, видимо, их родители, не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем, нарушение принципов рационального питания – верный путь к развитию многочисленных форм желудочно-кишечных заболеваний. В-третьих, многие дети (видимо, согласуя свои действия с мнением родителей) избегают пользоваться услугами школьных столовых. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся старших классов проводят в школе по 7-9 часов ежедневно. Многие обучающиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.
Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных и иных заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Школа и общество – сообщающиеся сосуды: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержании образования. Нестабильность жизни в России за последнее столетие сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития. Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ученика.
Данная программа направлена на формирование у обучающихся представления о человеке как о главной ценности общества, позволяет сформировать элементарные представления о себе самом, функциях своего собственного организма, а также на формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста.
Рациональное, здоровое питание детей и подростков в организованных коллективах является необходимым условием обеспечения их здоровья. Полноценное питание — существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте. Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты.
В организации питания большое значение имеют режим или ритм питания для каждой возрастной группы, правильное распределение рациона питания по отдельным приемам пищи. Немаловажное значение отводится кулинарной обработке, оформлению пищи и обстановке, в которой осуществляется ее прием, включая воспитание гигиенических навыков подготовки к приему пищи и правильное поведение во время еды.
В России структура питания детей, особенно школьного возраста, характеризуется продолжающимся снижением потребления наиболее ценных в биологическом отношении мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, рыбы и рыбных продуктов, яиц, растительного масла, фруктов и овощей. При этом существенно увеличивается потребление хлеба и мучных продуктов, а также картофеля. Вследствие этого на первый план выходят следующие нарушения пищевого статуса:
• дефицит животных белков, достигающий 15–20% от рекомендуемых величин, особенно в группах населения с низкими доходами;
• дефицит полиненасыщенных жирных кислот на фоне избыточного поступления животных жиров;
• выраженный дефицит большинства витаминов: С — у 70–100% обследованных, витаминов группы В и фолиевой кислоты — у 60–80%, бета-каротина — у 40–60%.
Питание
школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение
имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно
должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и
незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и
микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но
необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между
белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню
обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и
развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или
эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс
между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
7-10 лет – 2400 ккал
14-15 лет – 2600-3000ккал
если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
Понятие качественного питания предполагает прежде всего его рациональность, возможность восполнения энергетических затрат подрастающего организма при увеличении умственных и физических нагрузок.
В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой.
Результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских школьников здоровье не поднимается выше девятого места. Таким образом, одной из приоритетных задач в своей школе мы видим в воспитании у детей навыков здорового образа жизни. Задача педагогов - обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научно-обоснованную и полезную информацию.
Здоровый образ жизни - это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Данная программа предусматривает решение двух задач:
а) сохранение и укрепление физического здоровья школьников и
б) воспитание нравственно здоровой личности с активной жизненной позицией.
Программа включает в себя три составные части:
Здоровое питание;
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
Организация досуга обучающихся.
Принципы организации рационального питания детей в школе.
1. Поступление пищевых веществ и энергии должно соответствовать возрастным физиологическим потребностям детского организма, обеспечивать его рост и развитие. Обед в школе должен составлять 35% от физиологической суточной потребности в пищевых веществах и энергии.
2. Обеспечение оптимального соотношения пищевых веществ (соотношение белков, углеводов, липидов как 1:1:4), энергетическая квота белка общей калорийности должна составлять 14%, углеводов 55%, липидов 31%; доля белка животного происхождения от общего количества белка - не менее 60%.
3. Пищевые волокна должны включаться в рацион из расчета не менее 15-20г/сутки.
4. Растительные жиры должны составлять не менее 30% от общего количества жира.
5. Не допускается повторение в рационе одних и тех же блюд или кулинарных изделий в смежные дни.
6. Учет региональных эколого-гигиенических факторов питания, особенно учет геохимических эндемий (дефицит йода, фтора, селена и т.д.).
Основные принципы здорового питания:
1. Употребляйте разнообразные пищевые продукты, большинство которых — растительного, а не животного происхождения.
2. Хлеб, изделия из муки, крупы, картофель должны употребляться несколько раз в день.
3. Ешьте несколько раз в день разнообразные овощи и фрукты, лучше — свежие и выращенные в местности проживания (не менее 400 г в день).
4. Чтобы поддерживать массу тела в рекомендуемых пределах, необходима ежедневная умеренная физическая нагрузка.
5. Контролируйте поступление жира с пищей (не более 30% от суточной калорийности), и заменяйте животный жир на жир растительных масел.
6. Жирному мясу и мясным продуктам предпочитайте бобовые, зерновые, рыбу, птицу или постное мясо.
7. Употребляйте молоко с низким содержанием жира и молочные продукты (кефир, простоквашу, йогурт и сыр) с низким содержанием жира и соли.
8. Выбирайте продукты с низким содержанием сахара и употребляйте сахар умеренно, ограничивая количество сладостей и сладких напитков.
9. Ешьте меньше соли. Общее ее количество в пище не должно превышать 1 чайной ложки (6 г в день). Следует употреблять йодированную соль.
10. Приготовление пищи должно обеспечивать ее безопасность. Приготовление блюд на пару, в микроволновой печи, выпечка или кипячение помогут уменьшить количество используемых в процессе готовки жира, масла, соли и сахара.
5. Характеристика Программы:
Цель программы:
Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их
здоровья, а также профилактики заболеваний. Развитие культуры питания. Изучение
функций питания и формирование определяющих знаний о питании – основе основ
жизни человека.
Задачи Программы:
- обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
- обеспечение доступности школьного питания;
- обеспечение гарантированного качества и безопасности питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
-предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
-приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями;
-пропаганда принципов здорового и полноценного питания;
-организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания и культуры питания;
Ожидаемые результаты реализации Программы
- Наличие сформированного пакета документов по организации школьного питания;
- обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
-обеспечение доступности школьного питания;
-отсутствие среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
- улучшение здоровья и повышение учебных успехов школьников благодаря совершенствованию качества школьного питания;
-увеличение охвата горячим питанием, доведение его до 100%
Направления Программы :
Характерные черты Программы
Программа «Правильное питание - путь к здоровью и успешному обучению» – стратегический документ школы, она способствует преодолению неопределенности, упорядочению совместной деятельности всех заинтересованных сторон в организации здорового питания обучающихся .
Её отличает:
Задачи |
Содержание работы |
1.Обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания. |
|
2.Обеспечение доступности школьного питания. |
|
3.Модернизация материально-технической базы столовой |
|
4.Предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и связанных с фактором питания |
|
5.Повысить кадровый потенциал работников столовой и других
специалистов, ответственных за организацию питания
|
|
6.Пропаганда принципов здорового и полноценного питания. Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания. |
|
6. Характеристика ресурсов Программы
Нормативно-правовые ресурсы:
• Федеральный закон от 01.08.1996 № 107-ФЗ "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования";
7. Механизм реализации программы
Производственный и общественный контроль за организацией питания:
№ |
Вид контроля |
Структура, осуществляющая контроль |
1. |
Контроль санитарно-технического состояния столовой |
Директор школы |
2. |
Контроль за состоянием здоровья, соблюдением правил личной гигиены персонала, гигиеническими знаниями и навыками |
Медицинские осмотры (ежегодно) |
3. |
Приемочный производственный контроль |
Бракеражная комиссия (ежедневно) |
4. |
Контроль за приемом пищи |
Ответственный за питание, классные руководители (ежедневно) |
Комплекс мероприятий, направленных на реализацию Программы.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
|||
1 |
Совещание при директоре по вопросам организации и развития школьного питания. | Август | Директор школы |
2 |
Организационное совещание – порядок приема учащимися горячего питания; оформление льготного питания; график дежурств и обязанности дежурного учителя и учащихся в столовой |
Сентябрь |
Директор школы, ответственный по питанию |
3. |
|
Октябрь |
Заместитель директора по ВР, ответственный за питание |
4. |
Осуществление ежедневного контроля за работой столовой администрацией школы, проведение целевых тематических проверок. |
В течение года |
Администрация, бракеражная комиссия |
|
|||
1. |
|
В течение года |
Заместитель директора по ВР |
2. |
Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания, внедрению новых форм обслуживания учащихся |
В течение года |
Администрация |
|
|||
1. |
|
В течение года |
Классные руководители, работники здравоохранения |
2. |
|
По плану |
Учителя начальных классов, классные руководители |
3 |
Конкурс рисунков «Пейте, дети, молоко – будете здоровые!» (1-4 классы) |
Сентябрь |
Учитель ИЗО |
4 |
Оформление стенда «Разговор о правильном питании» |
Октябрь |
Вожатая |
5. |
Конкурс газет среди учащихся 5-7 классов «О вкусной и здоровой пище» |
Ноябрь |
Учитель ИЗО |
6. |
Конкурс буклетов о правильном питании |
Декабрь |
Вожатая |
7. |
Проведение витаминной ярмарки |
февраль |
Учитель биологии |
8. |
Конкурс среди учащихся 5-7 классов «Хозяюшка» |
Март |
Вожатая |
9. |
Ведение мониторинга охвата горячим питанием учащихся |
Ежемесячно |
Ответственный за питание |
10. |
Анкетирование учащихся по вопросам питания |
|
Ответственный за питание |
11. |
Конкурс на лучший проект о питании |
В течение года |
Классные руководители |
12. |
Выставка учебно-просветительской литературы «Гигиена питания». |
1 раз в триместр |
библиотекарь |
|
|||
1 |
|
В течение года | Классные руководители, медицинские работники |
2 |
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, связанных с формированием правильного отношения к ЗОЖ. |
В течение года |
|
3. |
Пропаганда горячего питания среди родителей. | В течение года | Классные руководители |
4. |
|
2 раза в год |
Ответственный за питание, классные руководители |
|
|||
1 |
Создание комиссии по проверке горячего питания. |
Сентябрь |
Директор |
2 |
Составление графика приёма пищи. |
Сентябрь |
Ответственный за питание |
3 |
Составление графика дежурства по школе и в столовой. |
Каждый триместр |
Заместитель директора по ВР |
5. |
Составление отчёта по проверке организации горячего питания в школе. |
Ежемесячно |
Ответственный за питание |